Ваш город:
Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ!
Звонок бесплатный
Заказ картин Круглосуточно
Выдача и доставка Ежедневно 10:00-20:00
Войти
x
  • Сумма заказа 0 o
  • Доставка 0 o

Супрематизм: Малевич, ноль десять и революция

Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне.

Без названия (7).jpeg
В отличие от многих и многих «-измов», названия для которых постфактум придумывали теоретики искусства, супрематизм обязан своим рождением, а также бытием, развитием, теоретическим обоснованием, «продвижением в массы» и даже умозрительно-космическими перспективами одному-единственному человеку — Казимиру Малевичу. Как он говорил, «Супрематизм устанавливает связи с Землею, но в силу экономических своих построений изменяет всю архитектуру вещей Земли, в мирском смысле слова соединяясь с пространством движущихся однолитных масс планетной системы». Малевич не сразу пришёл к идее супрематизма. Он экспериментировал с импрессионизмом, неопримитивизмом, писал в кубизме, пробует футуризм, алогизм… Ищет и медленно подступает к главной своей идее.
Малевич в 1913-м году сближается с футуристами и в июле приезжает на Всероссийский съезд футуристов – который состоял, между прочим, из трёх человек, заседающих на даче у композитора и художника Матюшина. Третьим был поэт Алексей Крученых. Слово за слово – и вот они уже создают оперу, построенную на принципах алогизма (логично же?). Композитор написал соответствующую музыку, поэт – либретто с многоуровневыми смыслами, а Малевич-художник придумал декорации и костюмы. Они стали такими импульсами для рождения сверхнового супрематизма. Премьера оперы, кстати, состоялась в том же году.

Поговорим теперь о важном, о «Чёрном квадрате». В июне 1915 года, работая над картиной для футуристической выставки, Малевич, повиновался неожиданному для себя импульсу и закрасил поверхность чёрным. Как потом утверждалось, это не было расчётом, актом творения или «а что если» – для самого Малевича появление этой формы было неожиданным и мистическим. Настолько, что ещё неделю он не мог ние есть, ни спать. Сам же он утверждал, что года он писал этого своего «царственного младенца», за окном сверкали молнии.

черный квадрат.jpeg

Татьяна Толстая в своём эссе «Квадрат» писала:
«Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте. Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — „Черного квадрата“. Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом».
Что было потом? В 1915-м году состоялась выставка «0,10 (Ноль, десять)», «последняя футуристическая выставка». Может быть, она ею и была, но стала, благодаря изобретательности Малевича, первой выставкой супрематизма.

В ночь перед открытием выставки Казимир Малевич не спал. Он лично занимался развеской своих 39-ти супрематических картин, ибо не хотел, чтобы кто-то увидел их до открытия. Малевич рассматривал свои работы не только как отдельные картины, но и развесил их таким образом, что все 39 сложились в супрематическую метакомпозицию. В углу, у самого потолка, где в крестьянских избах обычно вешается икона, Малевич поместил «Черный квадрат». Всё вместе это было уже не просто работа художника – сейчас бы такую выставку назвали перформансом. Супрематизм – не готика и не барокко, формировавшиеся годами и многими людьми. Это – именно продукт одного человека, продукт, который со временем стал именем нарицательным. Почему Малевич готовился презентовать свои работы в атмосфере секретности? Ему важно было стать первопроходцем в новой области живописи. Причём он знал, что сымитировать довольно простую – он признавал это – технику смогли бы многие. Именно поэтому, стараясь сохранить первенство, он написал брошюрку «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». И купить это произведение можно было только на его выставке. Но если честно, другие художники отнюдь не воспылали любовью к новому стилю, а организаторы выставки так и вовсе запретили Малевичу называть свои работы супрематизмом. Того это остановило, и он развесил таблички, написанные от руки. Но это было начало.
Suprematist_Composition_-_Kazimir_Malevich.jpg

На начальном этапе термин «супрематизм» и означал первенство цвета перед всеми остальными элементами живописи. Идея Малевича была вполне революционна: до «Черного квадрата» цвет в искусстве всегда был привязан к какому-либо мотиву, зависел от формы. А в супрематизме цвет становится доминантным: он теряет связь с природными формами и начинает играть самостоятельную роль, выступает, так сказать, соло. Цвет в супрематизме перестаёт ассоциироваться с предметами. «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение», — писал Малевич. Принято различать три стадии стиля. «Чистый супрематизм» в живописи Малевича был этапом довольно кратким и даже предупреждающим, первоначальным : в 1915-м он был провозглашён на той выставке «0,10», а уже в 1918-м Малевич заявил, что писать в стиле супрематизма он закончил (на самом деле нет) и теперь переходит к теоретическому осмыслению сделанного.

Первый этап – это в первую очередь «Чёрный квадрат» (первофигура, «ноль форм», базисный элемент бытия), но также и другие элементарные формы: круг, линия, крест. На втором этапе у Малевича появляются более сложные и прихотливые многофигурные композиции. Третий этап – картины, которые автор определял как «белое на белом». Придумав и сделав узнаваемым бренд «супрематизм», Малевич, будучи чертёжником, художником и неплохим маркетологом, не успокоился, а занялся его активным продвижением.
1024px-0.10_Exhibition.jpg
Ту самую брошюру для выставки «0,10» листовку Малевич доразвил до полноценной книги «От кубизма и футуризма к супрематизму». Далее шли трактаты по это же теме. Пользовались ли все они популярностью? Да, пользовались. Кажется, развитие такого личного бренда было людям в новинку. И Малевич, пользуясь своей харизмой, собрал единомышленников и основал под своим началом общество «Сурпемус». Как писал специалист по русскому авангарду ХХ века Андрей Сарабьянов, «Он объединил вокруг себя группу художников очень талантливых и очень способных, которых вдохновлял работать в том же стиле, хотя они пытались от влияния Малевича отойти, поскольку и сами были личностями. Он страшно давил на них…»

Супрематизм мог стать главным направлением искусства нового СССР: левое искусство не противоречит левой (социалистической) идеологии. Собственно, отголоски как раз и прослеживаются в графике плакатов и в принципе изобразительного искусства до поздних времён.

Вскоре Малевич перебрался в Витебск, сделав его мировой столицей супрематизма. Жилые дома, магазины, общественные столовые, кофейни, библиотеки в Витебске расписывались или декорировались супрематическими панно. Вывески оформлялись в супрематическом стиле. Вплоть до 1925−26 годов по городу разъезжали супрематические трамваи, этакие передвижные выставки супрематических картин. Был даже супрематический агитпароход. На первомайских демонстрациях жители города несли супрематические знамёна, а их пролетарский быт украшали ткани и посуда в стиле… ну вы поняли. Внезапно, путешествуя по Европе, Малевич был отозван в Москву и арестован. Авангардное искусство больше не вызывало доверия у власти. Почему? К началу 1930-х останется единственный официально одобренный метод – соцреализм, а он не дозволял рассуждений о «бытности форм» и «наивысшей инстанции». Супрематизму больше не было места в советской действительности.

Малевич умер 15 мая 1935 года в Ленинграде. Николай Суетин по инструкциям учителя сконструировал для него супрематический гроб: «в головах» белой крышки был написан черный квадрат, а «в ногах» – красный круг. Большая траурная процессия с затянутыми в красное машинами и людьми, несущими «квадраты», стала последним перформансом Малевича. На его могиле установили памятник: белый куб и черный квадрат.
Интересные статьи
Баухаус: школа, которая изменила мир
Высшая школа строительства и художественного конструирования, ставшая легендой. Читать
Малевич: тюрьма, черный квадрат и супрематизм
Продолжаем рассказывать вам о великих художниках. Читать
Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMa)
Новая рубрика о самых интересных музеях и выставках. Читать
Купить в один клик
Нажимая на кнопку «заказать», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности