Ваш город:
Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ!
Звонок бесплатный
Заказ картин Круглосуточно
Выдача и доставка Ежедневно 10:00-20:00
Войти
x
  • Сумма заказа 0 o
  • Доставка 0 o

Малевич: тюрьма, черный квадрат и супрематизм


Малевич Казимир Северинович (1879-1935) – русский живописец, педагог и теоретик искусства. Знаковая личность не только для отечественного искусства, но и для мировой живописи, ведь именно его считают основоположником абстрактного направления супрематизма. Его картины знают миллионы людей, но понимают немногие. Одних людей полотна Малевича раздражают своей простотой и пугают отсутствием мысли, других – восхищают глубиной и тайнами. Он рисовал для избранных, но равнодушным не оставил никого.

Малевич.jpeg

Казимир родился 23 февраля 1879 года в Киеве и имел польское происхождение. Дома Малевичи говорили в основном на польском языке, но хорошо знали и украинский, на нем общались с соседями и на улице. Так как отец управлял несколькими заводами, семья часто переезжала по Подольской губернии из одного села в другое – Моевка, Белополье, Волчок, Пархомовка.

Маленькому Казимиру очень нравились крестьяне, он во всем старался подражать их жизни, ел сало и натирал корочку хлеба чесноком, не признавал обуви и бегал по траве босиком. Сельские жители казались ему нарядными и чистыми. Особенно нравились ребенку крестьянские свадьбы. На фоне этого в мальчике развивалось чувство прекрасного, тяга к художеству и искусству.

Заметив у сына интерес к художеству, мама на пятнадцатилетие подарила ему набор с красками, и Казимир по-настоящему увлекся рисованием. В шестнадцать лет он написал свою первую картину маслом, которой дал название «Лунная ночь». На полотне изобразил реку, отражающийся в ней лунный свет и лодку на берегу. Друзья по достоинству оценили работу Малевича, и один из них без спроса автора отнес картину в магазин, где ее довольно быстро купили за 5 рублей.

Картины Малевича.jpeg

С каждым днем Казимир все больше и больше увлекался рисованием. Когда ему исполнилось семнадцать лет, он попросил у отца разрешения для дальнейшей учебы в Киевской художественной школе. Но из-за частых переездов семьи, проучился он там всего лишь год – и после продолжил образование уже в Курске. Там Казимир устроился на работу в управление Московско-Курской железной дороги на должность чертежника. Но занятия рисованием не оставил, с другими начинающими живописцами организовал художественный кружок.

В 1904 году Малевич принял решение все круто поменять в своей жизни и уехал в Москву, где подал прошение принять его в училище живописи, ваяния и зодчества. Казимиру отказали, но о возвращении в Курск не могло быть и речи – но спустя полгода он туда всё же вернулся.

В 1906 году он предпринял еще одну попытку поступить в московское училище, но ему снова отказали. Но вскоре его мать открыла в Москве столовую, и вся семья перебралась в столицу. Снова оказавшись в Москве, Казимир стал посещать занятия у русского художника Федора Рерберга. В 1907 году даже получил возможность принять участие в выставке Московского товарищества художеств. А в 1910 году он уже выставлял картины на первой выставке авангардистов «Бубновый валет». Здесь Малевич познакомился со многими художниками нового направления и сделал первый шаг, чтобы порвать с реалистической живописью.

Картины Малевича.jpeg

Началась полоса признания творчества Малевича. В 1911 году он участвовал в выставке «Московский салон», через несколько месяцев повез свои полотна в Петербург на выставку объединения авангардистов «Союз молодежи». В 1912 году поехал в Мюнхен на совместную выставку с немецкими экспрессионистами.

В 1915 году Казимир основал новое направление… Но давайте об этом по подробнее – ведь эта тема вызывает так много споров, не так ли?

В 1915 году Малевич на «Последней кубофутуристической выставке картин „0,10“» представил публике 39 супрематических полотен и брошюру «От кубизма к супрематизму».

Узнав еще до выставки о новом направлении, соратники Малевича восприняли новость негативно – художнику запретили развивать и популяризировать свою идею на выставке. Но Казимир Северинович верил в супрематизм, поэтому за несколько часов до начала экспозиции он от руки написал плакат «Супрематизм живописи».

Супрематизм (происходит от латинского «наивысший», «высочайший») – это отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм – основы мироздания. Так на его полотнах вместо привычных пейзажей и людей появились цветные квадраты, круги и прямоугольники на белом фоне. Эти фигуры служат прототипом всех форм, существующих в реальном мире. Комбинации геометрических фигур различных размеров и цветов, созданные Малевичем, образуют уравновешенные супрематические композиции, будто пронизанные внутренним движением.

Точкой отсчета стал знаменитый «Черный квадрат», который художник назвал «нулем форм». Выйти «из круга вещей» – суть философии супрематизма Малевича. Обращаясь к простым формам, он считал супрематизм высшей ступенью развития искусства. Художник самостоятельно создал концептуальную базу супрематизма, состоящую из пяти томов материалов.

черный квадрат.jpeg

Супрематизм стал новым этапом в развитии беспредметной живописи. Малевич считал супрематизм результатом развития кубизма, в котором исчезают реальные предметы и вещи, испаряются понятия «верх» и «низ». Пространство произведения не зависит ни от чего, включая силу притяжения. По мнению Малевича, супрематические творения – это самостоятельный мир, который, несмотря на замкнутость и ограниченность, имеет внутреннюю гармонию.

Самые известные работы этого направления: «Скачет красная конница», «Белое на белом», «Красный квадрат», «Черный круг».

Титулованность и признание Малевича хорошо подчёркивают следующие регалии:

С 1919 года руководил «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма» в Москве. Затем в Витебске возглавил мастерскую Народного художественного училища.

В 1922 году его полотна были представлены на первой русской художественной выставке в Берлине.

С 1923 года назначен директором музея художественной культуры в Петрограде.

В 1924 году возглавил Ленинградский государственный институт художественной культуры.

Картины Малевича.jpg

Но с 1926 года со стороны советской власти начались гонения на представителей «реакционного» искусства. Находясь в Германии, Малевич опасался худшего и составил завещание, согласно которому его картины остались в этой стране. Художника заподозрили в шпионаже и арестовали по возвращении на родину.

В декабре 1930 года Казимир вышел на свободу. Тюрьма не сломила его, и Малевич стал посредством холста и кисти критиковать коллективизацию и раскулачивание. В его творчестве начался крестьянский цикл, ярким примером которого стала работа «На жатву (Марфа и Ванька)».

Марфа и Ванька.jpeg

Однажды один из критиков А. Эфрос высказал мысль о том, что «никакого "художника Малевича" нет вообще, что это некий собирательный образ, что есть несколько лиц, но­сящих имя и фамилию "Казимир Ма­левич". Конечно, этим словам давно никто не верит.

Долгое время Малевич считал, что супрематизм завершил историю живописи, действительность опровергла его представления. Малевич в свои последние годы уже не диктатор, который зовет соратников под знамена супрематизма. Теперь его отличительная особенность – интерес, который он проявляет в самые разные направление живописи. В свои последние годы Малевичу нравится писать полотна в стиле старых мастеров, на одном из портретов он предстает перед нами в образе художника эпохи Возрождения. На другом же полотне можно увидеть Малевича современником Рембрандта или Хальса.

Картины Малевича.jpeg

Теперь он относится без предвзятости даже к методу натурализма и выполняет в его ключе несколько этюдов и портретов. В будущих экспериментах Малевич основывается на прочной базе техничес­ких навыков. Эти навыки Малевичу удалось получить в го­ды учебы в школе Ф.И. Рерберга. Сам же Рерберг был не только опытным жи­вописцем, но и одним из выпускников Академии художеств. Также он был экспертом по производству красок.

Многие исследования показывают, что картины Малевича были написаны традиционным методом послойного письма. Иногда присутствовало применение классических лессировок. В творчестве Малевича часто боролись или мирно соседствовали импульсив­ность и рассудочность. У Малевича в технике начинали играть раз­витый рисунок, активный и динамич­ный мазок, сложные колористические и фактурные построения. В своей живописи Малевич был многогранен и целеустремлен, так же как и в других сферах своей жизни.

Интересные статьи
Баухаус: школа, которая изменила мир
Высшая школа строительства и художественного конструирования, ставшая легендой. Читать
Супрематизм: Малевич, ноль десять и революция
В чем идея супрематизма? Как к нему относились в СССР? Подробнее в нашей статье. Читать
Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMa)
Новая рубрика о самых интересных музеях и выставках. Читать
Купить в один клик
Нажимая на кнопку «заказать», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности