Ваш город:
Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ!
Звонок бесплатный
Заказ картин Круглосуточно
Выдача и доставка Ежедневно 10:00-20:00
Войти
x
  • Сумма заказа 0 o
  • Доставка 0 o

Баухаус: школа, которая изменила мир


Практически все слышали это слово, но с точностью объяснить его значение могут немногие. Это – школа, стиль, философия, которая вобрала и переработала своё время в полноценный продукт, ставший одновременно и новым обликом повседневного искусства.
Bauhaus.JPG
Начнём с первого воплощения Баухауза как самой влиятельной школы искусства, архитектуры и дизайна XX века. Она была основана в Веймаре немецким архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году. В основе теории Баухауза было, проще говоря, видение того, что эстетика и функция объекта должны быть двумя сторонами монеты – но одной монеты, стороны которой, разумеется, нераздельны. Быть иначе и не может: удобная для использования вещь не может быть уродливой.

Индустрия машинного века создала дихотомию между искусством и промышленностью: изготовленные изделия были подозрительно лишены душевного мастерства, которое ремесленники гордились на протяжении всей истории. Ответ Гропиуса на неприемлемый уход искусства из ремесла состоял в том, чтобы воссоздать концепцию Gesamtkunstwerk – «полное произведение искусства», или слияние нескольких форм искусства, чтобы создать один превосходный дизайн. Ведь производство до этого времени практически всегда было таким же искусством.
1024x801_0xac120002_1647569121544524192.jpeg

В 1925 году Гропиус перенес школу из Веймара в Дессау, где он разработал новое здание в своем модернистском видении. Его архитектурный план максимизировал пространственную эффективность, включая студию, класс и административное пространство. Здесь студенты применили основные принципы Баухауса к своим ремеслам. Несколько бывших практикующих Баухауза, в том числе Марсель Брейер, Ласло Мохоли-Надь и Йозеф Альберс принесли движение в Соединенные Штаты, когда они бежали из Европы во время войны. Чикаго стал одним из самых известных городов для экспериментальной архитектуры и дизайна в 1930-х годах. Сегодня остатки школы Баухауза сохранились в Европе и на всей территории Соединенных Штатов, от Чикаго до Нью-Йорка и Массачусетса.

Второе – если можно так выразиться – прочтение Баухауза: отдельное течение в искусстве в целом, связанное с основными геометрическими фигурами (квадратом, треугольником, кругом) и базовыми цветами, к которым добавляется белый. На что это похоже? Правильно, налицо признаки кубизма и функционализма. И поскольку деятелями Баухаза были не разрозненные люди, идеи которым приходили в голову одновременно, но независимо, в школе-гильдии не могли не сформироваться основные тезисы нового направления. Они-то активно и использовались адептами Баухауза:

1) Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.
2) «Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья».
Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.
3) «Архитектор — это не только про проектирование зданий». Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой.
4) «Нельзя забывать про социальную составляющую». Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.
5) «Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина». Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть, воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб.
6) «Работа в команде — важный навык». Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.
7) «Не стоит спешить с изучением истории искусства». Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства.
8) «Преподаватели должны быть практиками, а не только теоретиками». В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.
9) «Образование должно вдохновлять». Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.
10) «Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства». Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого.

Лучше всего визуально-функциональные концепции Баухауза можно увидеть в дизайне мебели и малых форм. Ключевыми в них по-прежнему остаются 3 кита: функциональность, простота и эстетизм. При этом особое внимание уделялось максимальному использованию всех возможностей промышленного производства. По сути, Баухауз – это конвейерное производство шедевров, в которых красота форм неотделима от практичности, а простота является синонимом удобства.
1880x1849_0xac120002_19805033851547222444.jpg

Форма комфорта Баухауза легко определить в стиле интерьера и, в особенности, в стиле мебели. Его отличительные черты – прямые плоскости и линии, строгие геометрические формы, отсутствие лишних, отвлекающих и нефункциональных деталей. Наличие металла в мебели практически безошибочно указывает на Баухауз. Именно этот стиль доказал, что даже холодность стали может стать символом уюта и комфорта. Баухауз также не стесняется искусственных материалов, умело, и эффектно сочетая их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем. В такой трактовке особенно выразительной становится мягкая мебель: гнутые стальные трубки, строгие прямоугольные подушки, отсутствие подлокотников в креслах. К слову, концепция встроенной мебели, яркими представителями которой являются шкафы-купе, тоже создана в рамках этого стиля. Цветовая гамма в Баухазе – это обязательное сочетание холодных и теплых оттенков. Камень и светлая штукатурка непременно «разбиваются» теплотой натурального дерева, холодность металла и стекла – кожей или текстилем.
174725.jpg

Итак, подытожим. Баухауз – это конвейерное искусство, сопряжение красоты и практичности, кубизм и функционализм в реальной жизни. Это – то, что кажется простым в использовании, но в производстве этой простоты нужны отточенные современные технологии. По-сути, объекты Баухуаза – это смесь чёрного квадрата и iPhone: смотря на них, невольно приходит мысль «это же так просто и идеально одновременно, почему мы не додумались до этого сами?».
Интересные статьи
Супрематизм: Малевич, ноль десять и революция
В чем идея супрематизма? Как к нему относились в СССР? Подробнее в нашей статье. Читать
Малевич: тюрьма, черный квадрат и супрематизм
Продолжаем рассказывать вам о великих художниках. Читать
Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMa)
Новая рубрика о самых интересных музеях и выставках. Читать
Купить в один клик
Нажимая на кнопку «заказать», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности